Подумаем вместе...

Количество детей с трудностями овладения письмом увеличивается год от года. По самым общим подсчетам таких детей на сегодня около 25% от общешкольной популяции. Причем трудности, которые испытывают школьники, сохраняются и по окончании школы. Можно выделить несколько основных, наиболее часто встречающихся проблем:

· несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и
путаница букв и слогов;

· нечитаемый почерк;

· незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;

· несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть
неумение применить правило в процессе письма;

· неумение составлять связные, логичные тексты;

· нелюбовь или даже ненависть к чтению;

· негативное отношение к предмету,
Следует отметить, что в большинстве случаев эти проблемы не существуют по отдельности, а образуют целый комплекс. Как правило, чисто нейропсихологические предпосылки, затрудняющие освоение языка, отягощены психологическими сложностями. Чтобы распутать этот клубок, приходится решать проблемы в комплексе. Прежде всего, надо понять, из каких составляющих или аспектов складывается грамотность, и проанализировать каждое звено в отдельности.

Выделим три основных аспекта:

нейропсихологический (функциональная готовность к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для осуществления деятельности письма)

социально-педагогический (характер общения ребенка со взрослыми, игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению)

психологический (мотивация к письму и чтению и обучению вообще). Все эти три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого.

Попробуем разобраться с каждой составляющей.
Нейропсихологическая составляющая грамотности

Оказывается, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентировку. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках. Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, скажем, того или иного предмета или слова, а левое — за правильное его называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано: не такой уж редкий случай активного школьника с ярким воображением — и абсолютно неграмотного!

У большинства детей, обратившихся к логопеду , встречаются жалобы на трудности овладения письменной речью, обследование с помощью нейропсихологических методов выявляет снижение активности мозговой коры, сочетающееся, как правило, с дефектами моторики, речевого внимания, пространственной ориентировки, зрительного восприятия, логического мышления (Соболева, 2004). Если вспомнить слова основоположника отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия: «…Акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого-либо одного «центра»; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга» , то. можно представить, что трудности овладения письмом для этой группы детей вполне объяснимы.

Хотите убедиться, что ошибки в русском языке часто происходят не из-за детской лени, а от особенностей их нейропсихологического развития, характерных для сегодняшнего дня? Попробую объяснить, с функционированием каких отделов мозга связана грамотность.

Все отделы мозга условно разделены на три блока.

Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность. На самом деле такой ребенок может быть очень смышленым и сообразительным, просто его энергетического ресурса хватает ненадолго. На уроке такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться и мешать другим. Одним из необходимых условий повышения тонуса является обеспечение кислородом и усиление кровотока (дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция).

Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки, а это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках применения правил грамматики. Также второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимые для правильного различения букв.

При недостаточном развитии третьего блока — блока программирования и контроля — ученик не соблюдает правила — любые — и не может себя контролировать, даже если хочет! Во-первых, это правила учебные — он не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами, то есть правила знает, а пишет все равно с «дурацкими» ошибками. Или, например, не соблюдает общие нормы поведения. Он может встать во время урока, играть в то время, когда все остальные усердно работают.

Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению школьных предметов, со временем, если будут созданы благоприятные условия для развития ребенка, созреют, но, когда это произойдет, ребенок упустит уже очень многое из школьного материала. И, как бы репетиторы не мучили своих учеников, грамотно писать они не будут, если не устранить истинную причину. Бывают случаи, когда при благоприятных обстоятельствах развитие мозга ребенка до некоторых степени активизируется без внешней помощи. При каких условиях это может произойти? Во-первых, если ребенок живет за городом в хороших экологических условиях, и его мозг насыщается кислородом активнее, чем мозг городских детей. Во-вторых, если он не сидит за компьютером, а играет со сверстниками в различные игры, правила которых выдумываются и дополнятся по ходу игры. В-третьих, занимается активными физическими упражнениями. Но даже при этом у большинства детей отмеченные трудности сохраняются или даже прогрессируют.

Что же предпринять любящему родителю, желающим научить родному языку ребенка? Постоянно напоминать о его «глупых ошибках» и отвратительном почерке? Нарисовать страшную картину будущего всех безграмотных людей? Посоветовать нанять репетитора? Засадить за дополнительные занятия?

Могу сказать заранее: ни один из вышеперечисленных способов не поможет, к тому же нанесет ребенку моральную травму: к трудностям овладения родным языком прибавятся еще и страх и ненависть к предмету…

Как понять, что ребенку действительно трудно дается правописание? — по характеру ошибок. Если характер ошибок схож с примерами, приведенными в таблице ниже, тетрадь Вашего ученика сигнализирует: «Нужна помощь!»

· Отсутствуют пропуски между словами и предложениями;

· не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса;

· зеркальное письмо: буквы Э, 3, Б, В и др. перевернуты в другую сторону;

· повторение одной и той же буквы ПИРОП вместо ПИРОГ;

· замена букв: Б-Д, (колодок) Ж-Х (мужомор), И-У (клумат), Т-П (пигр);

· ошибки в ударных слогах (У ЧЕТЕЛЬ вместо УЧИТЕЛЬ);

· пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (ГАМАЗИН вместо МАГАЗИН);

· забывание редко встречающихся букв (Ъ, Э);

· нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого — к крупному).
Что же могут сделать учитель и родители?

Первое — и самое главное: обратить внимание на характер ошибок в тетради ученика, и вовремя обратиться к нейропсихологам, чтобы своевременно и эффективно помочь вашему ребенку. И еще несколько полезных советов.
Учителям:

· Не торопите неуспешного ребенка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточке.

· Постарайтесь сделать так, чтобы он при детях не демонстрировал свою несостоятельность — например, не читал вслух, если у него с этим плохо. Остерегайтесь резких высказываний в его адрес.

· Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике ручками с толстым нажимом.

· Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.

· Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу в виде, например, веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции — важный стимул для «питания» функций.

· Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке
Родителям:

· Знайте все его задания по русскому языку и тщательно следите за их исполнением. Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок. За малейшие успехи премируйте полезными вещами: книгой, театром, развивающей игрой.

· Каждое утро растирайте ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, следите за тем, чтобы ребенок по утрам принимал контрастный душ, правильно питался (полезная пища «для ума» — бананы, орехи, мед, лимоны).

 

· Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интересные цитаты из произведений. Научите ребенка искать их в книгах. Назовите это занятие «собиранием умных мыслей».

· Играйте в «рифмы», сочиняйте и записывайте стихи, заведите для них специальную тетрадь. Обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения.

· Попросите учителя информировать Вас об успехах ребенка.

· Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребенком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу — и успех будет обеспечен.

 

© Виктория Приходько

  (создатель и владелец)

 2010-2013

© Илья Приходько

   (администратор)

 2010-2013

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz