Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени.

 Проблема почерка в современной школе

 Если спросить у учителей, существует ли проблема почерка, ответ скорее всего будет однозначным. На самом деле, попробуйте расшифровать эти линии, похожие на размытый рисунок кардиограммы, или выведенные бисерным почерком причудливые иероглифы, или того хуже – разлапистые закорючки, одинаково изображающие п, к, н, и.
Конечно, у каждого свой характер и свой индивидуальный почерк. Психологи  считают, что особенности почерка могут свидетельствовать о характере, о внутреннем состоянии, благополучии или неблагополучии человека. Возможно, работа над улучшением почерка оказывает влияние и на самого пишущего, например, помогает обрести большую уверенность в себе. Но учителей русского языка прежде всего волнует другое – разборчивость почерка, различение букв а и о, узнаваемость слов. Не лишним будет и ученикам напомнить о культуре письма, о том, над чем надо заранее поработать, чтобы их письмена могли быть прочитаны.

«Зачем мне фотография человека, для меня гораздо важнее клочок исписанной им бумаги, так как в нем выражаются преступность, радость, печаль, озлобленность, жестокость, настроение духа и тому подобное». (Габриель Тард)

В современной школе мало внимания уделяется почерку. В 6–7-х классах учителя не могут изменить уже состоявшийся почерк ученика. В младшей школе педагоги зачастую желают только научить писать, не обращая внимания на каллиграфию.

Одним из первых ученых, рассмотревших и поднявших проблему почерка в школе, стал крупнейший методист Николай Сергеевич Поздняков.

Давно известно, что с улучшением  почерка в школе повышается грамотность. Современные школьники, боясь допустить ошибку, пишут некоторые буквы одинаково (например: о и а, м и н), однако «хитрость» эта вредит прежде всего им, потому что их зрительная память так же спорно воспринимает написанные слова. Следствие этого – повторяющиеся ошибки даже в несложных словах.

В довоенной школе на рабфаках проводились выставки  почерков, которые призваны были пробудить интерес учащихся к проблеме. Н.Поздняков мечтал создать профессиональную каллиграфическую школу, занятия в которой были бы посвящены постановке четкого, добротного, каллиграфического почерка. Не устарела эта идея и сегодня. Многие наглядные материалы выполняются с помощью информационных технологий и компьютерных возможностей, но в школе до сих пор остаются востребованы стенгазеты, плакаты, выполненные руками учащихся.

Поздняков призывает выработать четкость почерка. В качестве примера раскрывает опыт изучения почерка американских и французских ученых, активно работающих над постановкой четкого письма.

В статье «Почерк в современной школе»1 Поздняков вслед за американскими методистами приходит к выводу, что почерк тесно взаимосвязан с психологией человека.
Cпециальное учение о почерке как отражении свойств характера и психологических состояний человека называется графологией. Впервые этот термин появился в трудах аббата Ипполита Мишона (1807–1881) в 1871 году. Французский священнослужитель основательно проработал данные графологии, строго их систематизировал. Намеки на существование графологии встречаются еще у древних греков.
В конце XX века графология активно разрабатывалась в отечественной и западной науке.
Психолог И.Моргенштерн в 1903 году предложил переименовать графологию в психографологию, потому что «при анализе почерка всегда приходится учитывать психологическое состояние личности».
В науке доказано, что уже в детстве закладываются основы почерка. Н.С. Поздняков подробно описывает становление детского письма. Ученому важно показать, что на четкость почерка влияют наклон, скорость, форма букв, величина интервалов между словами и буквами.

Причины, влияющие на почерк, можно разделить на 3 группы:

1) физиологические – возраст;
2) психологические – уровень развития;
3) технические – положение бумаги, ручки, качество ручки, поза пишущего.

Н.С. Поздняков поднимает вопрос о том, как строить процесс обучения почерку. Следует:

– развивать гибкость руки;
– предоставлять образцы правильного написания букв;
– контролировать, как ученики передают форму букв;
– классифицировать погрешности.

Также важно и эстетическое восприятие, условия, в которых работает учащийся: положение корпуса ученика, положение головы, пальцев и тетради.

О послушании детей


http://digest.subscribe.ru/woman/psychology/n613447266.html

В седальне 4-го гласа Утрени есть замечательные слова обращения к Богу: «/ и мне да будут на послушание / Божественная Твоя ушеса.(Антифон 2, глас 4.)
...И когда мы говорим о послушании в семье , оно  должно складываться: когда родители очень хорошо слышат, что творится в душе у их собственного ребенка, очень хорошо это понимают. Не используют ребенка для своих родительских манипуляций, не стараются переделать и переламывать ребенка, чтобы получить то, что хочется им, а требуют  послушания, потому что считают это правильным. Мы говорили о том, что дети хотят от родителей и если это обострить, то родители могут ждать послушания от своих собственных детей. Тогда это послушание взаимное. Послушание в открытости, в том, что ребенок умеет слышать, слушать, слушаться.

Ко всему прочему у родителей  есть определенная власть, которую они могут использовать неправильно, а могут использовать во благо. И через это в ребенке рождается первейшее чувство умения слышать то, что происходит вокруг. Видеть и слышать правильно, реагировать на какие-то вещи, которые доносятся до слуха, по-разному. Когда доносится грубость, хамство и нецензурщина, уши свои закрывать. А когда есть крик о помощи, даже если внутренний, в глазах человека, на эту помощь сразу спешить. Эти вещи связаны со слышанием, они тоже связаны с послушанием - состоянием  доверия и открытости. И, с другой стороны, со знаком различения доброго и злого.

 Психологические аспекты травмоопасного поведения

Известно, что любая травма у ребенка – это стресс (та же травма!) для его родителей. Если же ребенок был травмирован в школе, серьезным переживаниям подвергается педагог, на уроке которого произошло ЧП, администрация, а подчас и весь школьный коллектив. Кроме того, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ст. 32, п. 22).

Следует отметить, что несчастные случаи с учащимися в стенах школы во время учебного процесса составляют до 15% от всего количества детских травм [3]. Наиболее травмоопасными являются перемены, далее следуют уроки физической культуры, труда, химии. Конкретно на уроках физкультуры происходит около 20–25% всех школьных травм [1].

Основными причинами повреждений на уроках физкультуры выступают недочеты в организации и методике проведения уроков, неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви, недостаток врачебного контроля и нарушение его правил, а также скученность детей во время занятий. Однако, устранив все перечисленные недочеты, учитель физкультуры вовсе не будет застрахован от того, что ученики не получат травмы.

Рассмотрим некоторые психологические аспекты травмоопасного поведения детей и подростков1. Обстоятельства возникновения травм у детей существенно отличаются от таковых у взрослых. Здесь большую роль играют импульсивность, стремление произвести то или иное действие и увлечение игрой, которое нередко заставляет ребенка забывать о грозящей ему опасности.

В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю. Наибольшее количество травм падает на критические возрастные периоды (3, 7, 11–12 лет), когда дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям, доходящее до упрямства и негативизма.

Вместе с тем, помимо возраста, существует ряд повторяющихся особенностей, характеризующих часто травмируемых детей. По данным О.В. Воробьевой (1990), это дети, имеющие высокую склонность к риску, двигательно расторможенные, возбудимые, эмоционально неустойчивые, склонные к частым переменам настроения, неадекватно ведущие себя в стрессовых ситуациях. Как правило, такие дети несамокритичны, часто переоценивают свои способности и возможности.

Анализ источников, посвященных изучению травматизма, обнаружил некоторые общие показатели предрасположенности к опасности. По данным Г.К. Ермаковой (1981), к таким показателям следует отнести в первую очередь эмоциональные свойства и качества темперамента. Подверженности несчастным случаям способствуют низкий уровень внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточная сенсомоторная координация, малая наблюдательность (осмотрительность), низкая выносливость, а также чрезмерно высокая (или низкая) склонность к риску. Большинство этих детей имели по физкультуре оценку «три».

Психологические причины травм у детей с можно разделить на 3 основные группы [2].

Поведение самого ребенка, получившего травму, – более 40% всех травм:

а) низкий уровень координации движений, неумение владеть своим телом, а также отсутствие навыка выполнения действия;
б) отсутствие или недостаточность знаний об опасности, о возможных последствиях выбранных действий;
в) пренебрежение известной опасностью из-за более сильного мотива;
г) травмы вследствие усталости, эмоционального возбуждения, игрового азарта и других психофизиологических состояний, влияющих на успешность протекания деятельности.

Это самая многочисленная подгруппа из всех названных и суммарно включает в себя 72,9% травм, обусловленных поведением пострадавшего. Основную часть в этой подгруппе составляют травмы, полученные в играх, в основном подвижных. Нередко сильное дезорганизующее влияние на деятельность оказывают трудно сдерживаемое стремление к наилучшему результату, а также соревновательный момент игры и внезапно возникающие задачи и опасные ситуации, при которых нужно самостоятельно принимать решение. Все это привносит в игру эмоционально-аффективный фактор, особенно сильный, поскольку он связан с реальными, а не с игровыми взаимоотношениями, как это было в дошкольном возрасте.

2. Действия окружающих сверстников. Эта группа причин составляет примерно 30% от всех случаев. Результаты обследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (19,7% случаев от числа нанесенных сверстниками травм) либо непреднамеренно вне игры (29,6%), как правило, не заметив сверстника (например, наткнулся, бегая).

3. Действия взрослых, как правило, родителей, приводящие к возникновению травмоопасной ситуации, а затем и к травме ребенка. Эта группа включает около 20%. Наиболее распространенная ошибка – обычный недосмотр за детьми, отсутствие контроля за их поведением.

Для анализа психофизиологических особенностей травмированных детей школьного возраста важны частота повторных травм и их взаимосвязь с возрастом ребенка. Наиболее высокий процент повторных травм отмечается у детей в возрасте от 7 до 10 лет. Это, по-видимому, объясняется тем, что в первые годы обучения в школе дети менее приспособлены к новым условиям, в том числе относительно сложным физическим упражнениям [6; 8].

Большинство отечественных исследователей считают, что личностные качества развиваются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальной среды. Поэтому показатель защищенности человека или, наоборот, его склонности к опасности является не столько врожденным качеством, сколько результатом развития этих личностных качеств.

С точки зрения В.П. Немсадзе, ситуации, в которых дети получают травмы, остаются неизменными, поэтому можно назвать несколько десятков типовых ситуаций, приводящих к наиболее тяжелой травме. Необходимо всю работу организовать так, чтобы у целого поколения людей был выработан стойкий стереотип поведения в таких ситуациях, заниматься профилактикой главным образом тех видов травм, которые приводят к наиболее тяжелым последствиям, и лишь тех механизмов, которые являются наиболее типичными/

Почему в 5 и 9 классе школьники плохо учатся?


 О. Штерцингер обратил внимание на то, что учителя издавна жаловались на понижение успеваемости и продуктивности учащихся, на трудности, которые встречаются в школьной работе обычно в V классе, у подростков 14 и 15 лет. Это же обстоятельство отмечает и О. Кро: в первой фазе полового созревания наблюдается как бы снижение способности и продуктивности в умственной работе учащегося. Кро указывает, что поразительно плохая школьная успеваемость, которую в средней школе обычно наблюдают в V классе даже у хороших до этого учеников, объясняется тем, что здесь изменяется установка от наглядности и знания к пониманию и дедукции. Переход к новой, высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности.
С полным основанием Кро характеризует всю стадию как стадию дезориентировки во внутреннем и внешнем отношениях. В момент перехода, когда в личности подростка смешаны черты отмирающего прошлого и начинающегося будущего, происходит некоторое изменение в основных линиях, направленности, некоторое временное состояние дезориентировки. Именно в этот период наблюдается некоторое расхождение между ребенком и окружающей его средой. Кро считает, что в течение всего процесса развития едва ли когда-нибудь человеческое "я" и мир бывают более разделены, чем в этот период.
Сходную характеристику этой фазе в развитии интересов дает и О. Тумлирц (1931). Для него период полового созревания также начинается с фазы, центральным моментом которой является ломка прежде установившихся интересов. Это период столкновения различных психологических установок, период беспокойства, внутреннего и внешнего отрицания и протеста. Оппозиционная, негативная установка характеризует этот период отсутствия положительных и устойчивых интересов. Первая фаза отрицании сменяется другой, положительной фазой, которую Тумлирц называет временем культурных интересов.
Мы видим, что самые различные исследователи, несмотря на расхождение в отдельных определениях, согласно устанавливают наличие негативной фазы в начале переходного возраста. Со стороны фактической ценное дополнение к этому положению мы находим у различных авторов. Так. А. Буземан, исследовавший проблему отражения основных черт юности в собственных суждениях юношества, отмечает, особенно у девочек,  наступление симптома недовольства около 13, у мальчиков около 16 лет.

В ряде случаев негативизм поразительно устойчив. Школьник совсем выпадает из семьи, он недоступен уговорам старших, в школе повышенно возбудим или, наоборот, туп, т. е. у него легко можно установить черты шизоидного характера.  Л.И. Божович считает, что внешне негативизм проявляется в, казалось бы, беспричинных капризах ребенка, упрямстве, постоянном отказе от выполнения требований взрослых, стремлении во что бы то ни стало настоять на своем. Дети фактически становятся неуправляемыми: ни требования, ни угрозы, ни даже просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно.
Дело здесь не в том, что детям не хочется делать то, что предлагает взрослый, а в том, что им не хочется выполнять требования, исходящие от взрослого. Мать говорит ребенку, что надо идти гулять, но ребенок категорически отказывается. Его начинают одевать, он сопротивляется. Но через некоторое время после того, как его оставили в покое, он вдруг заявляет: "Я хочу гулять".
Причина такого поведения заключается в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, препятствующим удовлетворению потребности детей в самостоятельности. А потребность в самостоятельности возникает в связи с появлением мотивирующих представлений.

 Правда о наших школах

 СМИ завуч.инфо 

http://www.zavuch.info/component/content/article/35-2009-03-16-01-40-14/2185-153696
 Автор: Newsland   (орфография и пунктуация автора сохранена) 
04.07.2011 21:45

Хотелось бы чтобы в данной теме учителя говорили как есть, стало быть по правде. рассказали всем реалии в школах. Не надо ничего бояться...пусть все всё знают. Ну давайте начнём по порядку, точнее я по стараюсь начать по порядку, и так начинаю: естественно начинается всё с того что ребёнок пошёл в школу, всё - миф о бесплатном образовании развеян напрочь, его не существует. Вы будете тратить деньги на учебники и тетради ребёнку, на ручки и прочее. Всякие поборы в школах на ремонты и т.п я думаю говорить не надо, знают все. охранник в школе...хм...интересное нововведение однако, ну в том что раньше детей не боялись отправить в школу а сейчас стали бояться это отдельная тема для разговора, ну а если честно кто-нибудь договор читал этого охранника со школой? Может в нём слова дети, личная жизнь и т.п попросту не существуют? И так, идём далее...


Современному обществу навязан культ денег, все заняты зарабатыванием денег и ничем более, до школы ваш ребёнок был под присмотром в садике, теперь же для удобства родителей они отдают детей в школу, дети под присмотром, удобно родителям, беспокоится о судьбе ребёнка не надо, но можно поставить большое НО, тут появляются заблуждения в том что учительница должна воспитывать детей в классе...это заблуждение, учителю на хрен не надо воспитывать ваших детей, учитель лишь даёт знания вашим детям и всё, отстаньте от учителя. На кой, спрашивается, мамочки прибегают в школу к учителям с просьбой помочь справиться с их чадом в виду того что оно не слушается родителей? А учитель с какой стати должен воспитывать вашего ребёнка, тогда когда воспитанием должны заниматься ТОЛЬКО родители? Или как вариант, попадает ребёнок в какое то происшествие на дороге, всякие инспектора начинают бегать к учителям, а проводили ли они занятия с детьми по правилам дорожного движения. Опять же а с какой стати учитель должен проводить эти занятия? Родители то чем занимаются?

Идём далее: телефоны у детей. Не знаю даже кому задать этот вопрос: а на кой детям телефон с собой в школу? Серьёзно, зачем он ему? Он его отвлекает, если он дорогой - он привлекает внимание у ребят из старших классов, вызывает зависть у тех у кого в классе нет телефона или у кого дешёвый телефон. Вы хотите чтобы однажды ваш ребёнок пришёл к вам и соврал что он потерял телефон тогда как его у него украли и заставили молчать? Или хотите чтобы у вашего ребёнка появилось чувство зависти в том что с тем мальчиком у которого дорогой телефон дружат ребята из класса а раз у него хрень а не телефон то им с ним не интересно? Ну если вам это надо то ради бога...

На уроках дети сидят в телефоне играют, в аське, слушают музыку. что вы говорите? скучно на уроке? Учитель не может занять детей? Стоп стоп...а с какого перепугу учитель должен это делать? С чего ради учитель должен развлекать детей на уроке? давайте тут немножко проясним одну вещь, дети зачем ходят в школу? Правильно! получать знания! Так получайте! Кто не даёт? Учителя редко что то дают в материале на уроке от себя. Всё что диктует, говорит, пишет учитель всё взято из готового плана проведения уроков, темы и материал утвердило министерство образования. Обязанность ученика придти в школу и усвоить данный ему материал!

Продолжаем что ли. ещё не устали? Скажу по правде опять же, дети не нужны ни школе, ни государству, да да! Государству не нужно выпускать умных детей из школ, они опасны для государства! Государству надо чтобы вы были простыми рабочими для поддержания системы. Отупляет государство детей разными способами, введением ЕГЭ, различными реформами ну и т.п., большинству учителям дети тоже не нужны. Я сейчас говорю о детях которые не хотят учиться, которые говорят на фиг мне эта математика к примеру не нужна будет и подобный контингент. Не важно контрольную вы пишите годовую или там экзамен какой, вам поставят эту жалкую 3. я сам лично сколько уже не помню помогал жене переписывать некоторые контрольные работы якобы от ученика, лишь бы поставить ему 3 и отвязаться от него. Школа не учит вас жизни, она готовит вас к экзаменам.

Немного о работе внутри коллектива: кто не в курсе, работа учителя эта такая же работа самая обыкновенная что и у ваших родителей и поэтому учителя после уроков все хотят домой, оставаться с двоечниками никому не охота, учителя приходят в школу зарабатывать деньги в первую очередь а не учить детей, у учителей есть семьи, мужья и дети. Оскорбление учительницы чревато приходом её мужа и вынесение вам зубов, и кстати её муж чисто по мужски будет прав, ведь вы оскорбили его жену, это как бы оскорбили вашу девушку и я думаю вы бы поступили аналогично. Всем известно - внутри коллектива всем управляет директор, женский коллектив самый сложный и проблемный! Приближённые к директору имеют премию больше всех и ещё одну привилегию, о ней мало кто из родителей знает! Это отбор хороших детей и плохих в отдельные классы и предоставление классов с хорошими детьми к тем классным руководителям которые приближены к директорам. С этими детьми учителя выступают на олимпиадах, сдают на категории, имеют большие зарплаты. Если ваш умный ребёнок случайно попал в класс дурачков, ну что же - сочувствую, ботаником быть там ему не дадут, заклюют однозначно.

Чуть об ответственности учителей за ваших детей. Ну разумеется она должна быть, она и есть, по правилам учитель не может выгнать ученика с урока, точнее может, но если этот дебил пораниться об что нибудь то вина на учителе будет. Ну тут опять же вина родителей во многих случаях, отсутствие должного воспитания ребёнка со стороны родителей, а винят как всегда учителя, типа не досмотрел на перемене. Но перемена даётся учителю не для того чтобы следить за детьми чё они творят на перемене, а для того чтобы приготовиться к следующему уроку.

В завершение скажу о детях нынешних. Большинство детей смотрит телевизор, телевизор- удобное средство манипулированием сознанием людей! Не понятно как это? Сейчас объясню! Детям через рекламу, фильмы, сериалы и т.п внедряются различные слова шаблоны, фразы и выражения, стиль поведения тех или иных персонажей и героев сериалов, стиль одежды и музыкальные вкусы, вобщем детьми управляют и причём уже давно. Участие взрослых тут опять же нет, им некогда... Ещё большинство детей имеют дома компьютер и выход в интернет... Как давно вы проверяли содержимое телефона вашего ребёнка? Поверьте, там много чего есть интересного. Опять же отсутствие контроля и воспитание со стороны родителей. Ещё дети читают различные журналы... Нет, нет, вам не о чем беспокоится, вашим детям не расскажут ни слова о семьи, девочкам не расскажут о том что нужно хранить девственность до свадьбы - скорее скажут наоборот как от неё избавиться...

Итог: Ну а итоги очень плохие! Дети безнравственные, период вступления в половую жизнь с каждым годом ниже и ниже, период употребления алкоголя так же уменьшается, детям навязывают животные инстинкты и всё аморальное - типа снимание избиение кого либо на камеру телефона, что называется по приколу. Систему образования надо полностью менять, нужно повышать ответственность детей в школе и родителей за успеваемость и посещаемость детей. А с чего это перед экзаменом учительница должна бегать по Чкалова и тащит ребёнка на экзамен, а в ответ прихода учителя домой к этому ребёнку слышать в ответ от матери : а я не знаю где ночевал мой ребёнок. Плохо всё.

 У меня жена учитель, я не учитель, я вобще никакого отношения не имею к системе образования. Спросите откуда я всё знаю это? Просто мне интересно всё что вокруг меня происходит. У нас растёт сын, отправляя ребёнка в садик я должен всё знать об том что там внутри происходит, отправляя в школу я тоже должен знать всё о школе. Даже просто идя в магазин вы тоже должны знать многие вещи о магазинах. Это жизнь... если вы не будете ей интересоваться, если вам будет пофиг что происходит вокруг, то вы станете простым потребителем, а точнее человеком которым управляют другие...

Благодарю...

Школа будущего: "А сейчас проверка посещаемости! Ася Дурова?" - "Он-лайн!" - "Опера Беспарольная?" - "Он-лайн!" - "Википедий Гуглов?" - "Он-лайн!" - "А где Василий Скайп?" - "Его не будет сегодня. У него инет за неуплату отключили!" - "Передайте, чтоб принёс справку с датой пополнения!!!!" 

Изменения в образовании коснулись не только оценки деятельности учеников. Разработаны новые квалификационные характеристики учителя. Требования заметно возросли.

Ссылка на документ:

KS_rabotniki_obrazovaniya.doc

Осторожно готовим ребенка к школе  

Уважаемые родители! Наша задача — сделать своего школьника активным действующим лицом, а не пассивным объектом обработки. «Почему вы мне не сказали, что эта байда — на одиннадцать лет?» — говорит в анекдоте первоклассник, возвращаясь домой первого сентября. А ведь мы, в самом деле, о многом с ними не поговорили до начала многолетнего пути. Да и по пути в основном беседовали о том, тяжелый ли рюкзак и не жмут ли ботинки, не касаясь вопроса, куда мы идем и зачем. Ребенок, возвращаясь из школы не в духе, высыпает на родителей массу раздраженных вопросов. Почему я должен слушать эту дуру? На фиг мне эта идиотская математика? Зачем учить эти дурацкие стихи? Зачем мне этот английский? На фиг эта школьная форма? Зачем отсчитывать четыре клеточки? Зачем расписывать порядок действий? Взрослые редко снисходят до серьезного разговора с детьми, и дети вынуждены сами изобретать ответы на неприятные вопросы. Ответ лежит на поверхности: потому что заставляют. Школа оказывается для ребенка бесконечным упражнением в послушании. Как в монастырских или армейских байках: сажай морковь ботвой вниз, крась жухлую траву зеленой краской, копай с утра и до забора — и не спрашивай, зачем. В монастыре вырабатывают привычку слушаться духовного отца, в армии — беспрекословно подчиняться командиру. А в школе эти упражнения выдают за развитие интеллекта. Зачем это всё? Именно так сформулировал свой комплекс вопросов один вдумчивый восьмилетка. Зачем школа? Зачем оценки? Зачем уроки? Ради чего? Взрослые на эти ламентации обычно отвечают стандартным текстом про ЕГЭ, поступление в вуз и денежную профессию. Личный смысл школьного образования давно утерян. А ведь школа, она для другого. Она для того, чтобы научить ребенка самостоятельно жить в обществе. Детские «зачем?» позволяют обсуждать устройство общества, в которое ребенок вступает, и его место в этом обществе. Некоторые дети копают так глубоко, что обсуждать с ними надо и их права и обязанности (Конституция России), и обязательность образования (Закон об образовании), и функции родителей (Семейный кодекс), и их собственную дееспособность (Гражданский кодекс): детские представления о мире и своих возможностях бывают очень размыты. Одноклассница сына, к примеру, в первом классе собралась бросить школу и идти работать. Зачем мы посылаем детей в школу? Не надо врать им, что других путей нет: они есть, но не всегда доступны или удобны. Есть форма семейного образования, есть экстернат, есть другие школы; свой выбор, его плюсы и минусы вполне можно обсудить с ребенком без надрыва и истерик. Можно не обсуждать. Но ребенок сделает единственный вывод: учеба нужна не ему, а взрослым. Вместо того чтобы пугать чадо армией и карьерой дворника — или даже соблазнять хорошей зарплатой после вуза — стоит попробовать подумать, зачем ему на плечах хорошая голова. И зачем голове регулярные апдейт, апгрейд и тренировка. Кому надо — делюсь домашней заготовкой, можно адаптировать: «Ты делаешь свой мозг сильнее, быстрее и богаче. Укрепляешь свою способность понимать, что происходит, свою самостоятельность: это когда ты думаешь сам, не позволяешь собой манипулировать, живешь своим умом. Все остальное можно отнять, а ум нельзя. Учеба — это постоянная работа по отладке мозга. Ты пополняешь память, учишь мозг быстро и хорошо работать. Это трудно, как отжиматься сто раз. Это скучно, как пылесосить вентилятор компьютера. Но мозг — твой главный рабочий инструмент на всю жизнь». Разумность правил Школа потрясает ребенка бессмысленностью: счетом клеточек, двойными подчеркиваниями, верхними соединениями... Родительское «так надо» угнетает, родительское «что за чушь, не надо тебе этого делать» — развращает. Путь между двумя крайностями — в поиске разумных оснований, на которых базируются правила и программы. Классная форма работы — не идеальная, но удобная и недорогая. Чтобы учительское внимание доставалось каждому, придуманы правила. Они позволяют учителю не тратить силы и время на неважное: наведение порядка в классе или борьбу с неразборчивым почерком. Зачем ходить строем? Чтобы не потеряться. Зачем отступать четыре клеточки? Чтобы учитель нашел, где начинается твоя работа. Зачем расписывать ход решения? Чтобы виден был ход мысли, чтобы ты сам мог вернуться и найти ошибку. В принципе, учитель и сам мог бы это объяснить, но и родитель не перетрудится лишний раз напомнить: все это помогает учителю быстрее и легче передать знания классу. Формальные требования — это только средства, а не цель. Зачем школьная форма? Чтобы не отвлекаться на неважное и несущественное, не превращать школу в модный клуб. Можно выбрать школу без формы, сама ее не люблю. Но если выбрали школу, где форма есть, — не устраиваем мелкий саботаж, а подчиняемся. Если вопрос формы принципиально важный, выбираем другую школу. А если родителю важен уровень образования, а ребенку — свободная форма? Значит, обсуждаем приоритеты и ищем компромиссы. Они обычно находятся, если подойти к делу спокойно и без крика. Сделай и оспорь Это не государство мне навязывает всякие глупости: форму, сочинения, скорость чтения. Это мы сами выбрали (или приняли отсутствие выбора) — жить в своем городе, учить детей в этой школе. Мы можем объяснить свой выбор себе и детям, мы можем отвечать за него и принимать его последствия, в том числе выполнять школьные правила. А если они кажутся неразумными, не саботируем их потихоньку, а обсуждаем и оспариваем. Спорить о разумности задания можно, даже нужно иной раз. Но в массовой школе такой возможности нет. А значит, «сначала сделай, а потом оспорь, — как советует одна мама-психолог сыну-семикласснику, — а если не сделаешь и оспоришь, увидят не твою правоту, а твою лень». Неразумных правил и нарушения детских прав в школе будет много; типичная детская реакция — отказаться, обидеться, уйти, взорваться. Взрослая — поставить содержательный вопрос и найти, с кем и как его решать. Учить ребенка конструктивным, взрослым методам решения проблем — тоже задача для родителей, на школу надежды мало. Разумность программы Отвечать детям на их вопли о бессмысленности заданий трудно: объемы сведений по многим предметам вопиюще чрезмерны. Сакральные знания об арктангенсах и производстве серной кислоты, мучительно полученные 24 года назад, мне с тех пор ни разу не пригодились. Детям можно посочувствовать: да, программа несовершенна. Но можно и поговорить о важном: о том, как создается в голове ясная, систематизированная картина мира; где в этой картине должно найтись место тому или иному факту; как они все взаимосвязаны; как и где искать информацию по конкретному вопросу. Эрудиция — не интеллект, но его важная составная часть. И если учителя не потрудились объяснить в школе, зачем человеку знать историю, разбираться в однодомных и двудомных растениях и даже где применяются арктангенсы, — это стоит сделать родителям. Кстати, детям тоже нужно понимать: нет никакой трагедии в том, что часть накопленных знаний нам не пригодится, избыток лучше недостатка. О других составляющих интеллекта можно побеседовать, отталкиваясь от вопросов «зачем учить наизусть?», «зачем решать кучу примеров?» и «зачем писать эссе?»: это все — мыслительные процедуры, которые надо освоить, довести до автоматизма и уметь продемонстрировать на контрольных замерах. Память тоже нуждается в упражнении, а тренированный мозг меньше подвержен маразму, ну и так далее. Удивительно много важных вещей можно обсудить с ребенком, отталкиваясь от вопросов «зачем стихи?» и «ну и где тут красиво — только длинно и непонятно?». Лекций не надо Но лекций читать не надо. Иногда нужнее объяснить значение пары архаизмов и помочь с приемами мнемотехники. Иной раз достаточно просто посочувствовать. Знакомая переводчица рассказывает: «Меня в порыве зачитать очередную лекцию Мишка иногда обрывает: я сам все понимаю и не отказываюсь, просто меня это бесит, что я, сказать об этом не могу? Ты тоже берешь утюг со словами «ненавижу гладить». А бывает, ребенку вправду интересно: почему в Белоруссии фонетическое правописание, а у нас нет? Почему болгары пишут «празник», а мы должны учить непроизносимые согласные? Можно обсудить принципы орфографии и стоимость языковой реформы для национальной экономики. А можно не обсуждать — работай, время-то идет. Уклоняться от лишних дискуссий, которые навязывают нам дети вместо работы, — полезное умение. Но место для дискуссий о смысле школьного знания обязательно нужно отвести — и в школе, и дома: это пространство для личной работы ума, для собственного интеллектуального роста. Хотя в некоторых ситуациях вопрос «зачем?» надо обсуждать не с детьми, а с учителем и руководством школы. Свежий пример — «Братья Карамазовы» в списке обязательного летнего чтения для пятиклассников именитой московской гимназии. Не объект, а субъект Выбор школы и учеба в ней — это еще и обучение ребенка важным жизненным стратегиям. Мы можем научить детей видеть смысл выбора, цель долгого школьного процесса — и понимать, чья это цель и как ее добиваться. Можем научить разбираться в приоритетах: за что бороться, что терпеть как неизбежное зло, что пытаться изменить и как именно. Наша задача — сделать своего школьника активным действующим лицом, а не пассивным объектом обработки. Когда ребенка не спрашивают, с его восприятием и потребностями не считаются, когда его вынуждают заниматься непонятной нудятиной, стимулируя этот труд двойками, криками, лишением досуга и ремнем, — протест неизбежен. Принуждение вообще работает очень недолго. Уже к подростковому возрасту, а то и раньше — даже к концу «началки» — дети начинают отказываться от навязанной им работы. И если это происходит, надо возвращаться к основам, заново обсуждать с ребенком цель его образования и возможные средства, вплоть до смены школы или формы обучения. И этот вопрос гораздо важнее, чем «почему не заполнил дневник?» и «что у тебя по математике?». А когда ответ на него найден, вопросы о дневнике и математике сами отпадают, автоматически.

Ирина Лукьянова © Новая газета

Начальная школа в Америке

Мы идём в школу, в первый раз. Я и мой шестилетний сын Андрей. Мой единственный ребёнок, мой золотой мальчик, мой умница и красавец. В школу. Один. Без мамы. И ладно бы только это…
— Малыш, ты понимаешь, что в школе всё будет не так, как дома…
— Конечно. Там нет телевизора.
— Телевизор там как раз есть. Но! Там НИКТО не говорит по-русски!
Мы идём не просто в школу. Мы идём в первый класс американской общеобразовательной школы, и мой сын ещё ни слова не знает по-английски.



Когда в 2006-м мы приехали в Америку, наш ребёнок уже достиг призывного школьного возраста, и проблема обучения проявилась во всей полноте. Образование здесь обязательное — независимо от того, приехал ты на год или навсегда, отдавать ребёнка в местную школу придётся.
Тогда я понятия не имела, как устроена американская школа, и разбираться пришлось по ходу дела. Так я с тех пор и учусь, сейчас уже в третьем классе. Не то чтобы я стала большим специалистом в области образования, но некоторый опыт накоплен.

Часть первая. Выбор

В бесплатную школу ребёнок попадает по «прописке». Узнать, к какой школе относится та или иная улица, можно на сайте местного районо (County Public Schools Organization). Мудрые люди при покупке и съёме жилья начинают с изучения этого сайта. Потому что мудрые люди сначала выбирают школу, а потом уже, исходя из её местонахождения, ищут жильё.
Система школьного образования строится по принципу пирамиды. Начальные школы обычно небольшие; в нашей, например, учится около шестисот детей. Средняя школа уже побольше, в неё «вливается» несколько младших школ, старшая — ещё больше, она замыкает пирамиду.
На сайте каунти (административного округа) есть информация о каждом учебном заведении. Заглянув на сайт, вы сможете узнать количество и уровень квалификации учителей и других специалистов, работающих с детьми, расовый состав школьников, материальную обеспеченность родителей (показатель — количество предоставляемых бесплатно обедов), успехи учеников за последние три года, техническое обеспечение школы, наличие или отсутствие нештатных ситуаций за последние годы (пожар, драка, прочие неприятные инциденты). Поинтересуйтесь наличием дополнительных услуг (продлёнка, специальные программы для особых детей, программа «Продвинутое обучение»), а также бюджетом школы. Проанализировав эти данные, вы сможете подобрать школу, которая подойдёт вашему ребёнку.

Теперь у вас не возникнет вопрос: почему одинаковые дома на соседних улицах так отличаются по цене. Просто они относятся к разным школам…

Часть вторая. Обучение

Классный учитель меняется в младшей школе каждый год. Преподаватель обязан иметь лицензию на работу в определённом классе (первом, втором и т.д.) и свою программу. Набор предметов строго определён. Например, в третьем классе изучают математику, искусство, таинственный предмет под названием «Здоровье», социальные науки (от четверти к четверти варьируются география, история Америки, мировая история и экономика), естественные науки (биология, физика), музыку, английский язык. Знание английского оценивается отдельно по чтению, устному владению, правописанию и письму. Я не ошиблась, письмо и правописание — это разные дисциплины. В первом случае важна правильность написания слов, их здесь банально заучивают и пишут тесты. Во втором — умение изложить свои мысли на бумаге, пусть и с ошибками, но связно и по правилам построения эссе. С первого класса здесь учат высказывать свои мысли в определённой форме: вступление (не менее трех предложений), основная часть, содержащая три аргумента, и заключение, где обязательно есть вывод.

Откровением для меня стало изучение основ экономики в начальной школе. «Я всё понял, — с ужасом сказал мой муж, когда ребёнок принес из школы вопросы по экономике. — Они здесь готовят менеджеров с первого класса! Пока мы в школе палочки и крючочки пишем, здесь учат, кто такой продавец, кто производитель и какова должна быть норма прибыли…»


Всё начинается с игры. Перед Новым годом в школе устраивают фабрику мелков. Ученики месяц собирают старые восковые мелки, дома снимают с них бумажные обёртки и несут в школу. В назначенный день мелки разбирают по цветам, плавят в специальных посудинах, разливают в формочки, опускают в холодную воду и потом, когда эти новые мелки высыхают, продают их на школьной ярмарке. Выстраивается технологическая цепочка, каждый отвечает за свой участок производства, всё считается и описывается в терминах. А вырученные средства идут на закупку дудочек в подарок «производителям». Мой ребёнок был страшно увлечён этой идеей, бумажную стружку с претендентов на утилизацию снимали всей семьёй.
Одна моя знакомая побывала на уроке у своего сына. Она была очень удивлена вопросом учительницы, который та задала детям в конце занятий: «Did you have fun?» («Вам было интересно? Вы получили удовольствие?») В этом вопросе кроется кардинальное отличие американской начальной школы от российской. Здесь главное — получать удовольствие, участвовать в процессе, радоваться.
А результаты? Не волнуйтесь, всё учитывается. Личное дело — своего рода «кредитная история» каждого ученика — хранит информацию обо всех его успехах и проблемах, с подготовительного класса до поступления в колледж. И тогда весь этот многолетний fun (удовольствие) становится либо хорошей заявкой на будущее, либо… Либо наоборот. Ничего личного, только деловые отношения.

Часть третья. Правила поведения

На первый взгляд, начальная школа — сплошное удовольствие и весёлая игра. Преподаватели улыбаются, директор знает всех по именам, любая встреча учителя с родителями начинается с фразы: «У вас замечательный ребёнок!». А между тем… Знаете, сколько оценок по поведению в табеле моего сына? Десять. Отдельно оцениваются: ответственное отношение к учебе, соблюдение правил школы, вежливость, самоконтроль, умение выполнять предписания, восприятие и следование устным инструкциям, умение организовать своё рабочее место, уважение к материальным ценностям школы, умение эффективно использовать время, работать в команде. Я не издеваюсь, передо мной лежит табель сына за прошлую четверть.
Запрещено: бегать, прыгать (можно только на игровой площадке во время перемены), брать чужие вещи без спроса, списывать, хватать товарища (так называемые контактные игры). По этой «статье» проходят в начальной школе многие дети из России. У нас другое представление о «личном пространстве», и к местным обычаям надо привыкнуть.

Одно из самых распространенных наказаний — посидеть на стульчике. За более серьёзные нарушения — привод к директору. Самые страшные проступки — игрушечное оружие или в шутку сказанное «я тебя убью» — караются очень сурово, вплоть до исключения с «волчьим» билетом.

Система поощрений у нас в школе тоже какая-то странная. Неделю дети получают школьные «доллары» за хорошее поведение и прилежную учебу (прав был муж насчет менеджеров!). В пятницу на них можно купить игрушки, карандаши, ластики в форме зверушек либо продолжать копить и тогда уже приобрести какие-нибудь духовные ценности. Например, обед с учителем.
В прошлую пятницу мой сын купил себе такой обед на школьные доллары. «Мама, мне стало жаль нашу учительницу. С ней уже давно не покупали обеда», — так объяснил он свой поступок. А что же будет, когда он вырастет? Всех девчонок зажалеет…
Самый дорогой обед — с директором. Да… Чего-то всё же я не понимаю и, видимо, уже никогда не пойму. Отдавать свои кровные за разговор с собственной училкой или директором во время обеда?! Честное слово, я бы сама заплатила, чтобы не видеть в обед нашу директрису.

Часть четвертая. Общение родителей со школой

Обо всём, что происходит в школе, я узнаю раз в неделю из жёлтого конверта. Он приходит по четвергам. Вот и опять. Открываем, изучаем.
Пять листочков с математическими примерами. Они закончили вычитание и перешли к умножению. Судя по звездочкам и улыбающимся рожицам, ребёнок хорошо справился с заданиями. Далее два листочка с тестами по английскому правописанию. Здесь это называется спеллинг… Тоже ничего, тянет. Результаты теста по истории Древнего Египта. Из 25 вопросов правильно ответил на 24. Ну прямо гений какой-то у меня растёт!
Кроме отчёта об академической успеваемости, в жёлтом конверте ещё и меню школьной столовой на следующий месяц, и приглашение принять участие в благотворительной акции, и информационный листок родительского комитета.
Так и общаемся. Родительских собраний здесь нет. Учитель встречается с родителями раз в год, в октябре. Беседуют с глазу на глаз. На эти встречи отведено два неучебных дня. Сначала вам будут долго и восхищённо рассказывать о том, какой чудесный у вас ребёнок, какая он умница и как учитель счастлива, что ей довелось учить именно его. А потом скажут как бы невзначай: «А вот кое над чем мы планируем поработать». И тут надо слушать внимательно, потому что это и есть полезная информация.
Вы будете знать обо всём, что происходит с вашим ребёнком, но если претензий к нему нет — можете в школе не появляться. Если же вас что-то не устраивает, записывайтесь на внеочередную встречу. Это лучше всего сделать по электронной почте. Интернет — предпочтительный способ общения. Учителя отвечают развёрнуто и оперативно. Хотите посетить урок? Пожалуйста! Кстати, можете помочь, мелкая работа есть всегда. Например, в четверг разложить бумаги по жёлтым конвертам.

Часть пятая. Специалисты

С первого класса с моим сыном занимается миссис Хардисти — преподаватель ESL (English as Second Language). Энергичная седая дама, сама мать троих уже взрослых мальчиков, опыт преподавания английского для маленьких иностранцев — тридцать лет. Насколько я знаю, в нашей школе учатся дети из 50 стран, они говорят на 47 языках, так что скучать миссис Хардисти не приходится. Моего сына она забирает с уроков два раза в неделю (раньше забирала чаще) и занимается с ним индивидуально или в группе из двух-трех человек минут по сорок.
А ещё раз в неделю его забирает кудрявая улыбчивая миссис Ди — логопед. Миссис Ди нам положена из-за заикания. Для логопедических занятий пришлось пройти специальную комиссию. Сначала мне казалось, что конца и края не будет этим заседаниям, решениям, постановлениям и количеству подписанных мною бумаг. Но сейчас я очень довольна: вообще-то индивидуальные занятия со специалистом стоят в Америке очень дорого. Только тест на дислексию — около двух тысяч.
Кроме учителя ESL и логопеда, в школе работают психолог, дефектолог, специалист по обучению детей с аутизмом и ассистенты для деток с ограниченными возможностями. Все эти программы бесплатны, если школьная комиссия признает ребёнка нуждающимся в специальной помощи. Бюрократическая машина работает исправно, и, если вы будете настойчивы, вы получите всё, что нужно вашему ребёнку.

Часть шестая. Частные школы


Забавными наблюдениями поделилась моя подруга. «В Америке, — сказала она, — есть особый тип женщин. Стройные невысокие блондинки с тонкими щиколотками, приветливые и доброжелательные, они предпочитают спортивный стиль в одежде и рожают преимущественно девочек. Таких же тоненьких и белокурых прилежных учениц, строго следующих правилам». Вы спросите, к чему это я? К частным школам. Дело в том, что 80 % таких девочек учатся в частных школах. По крайней мере, в старших классах.
Частные начальные школы бывают разные: для детей со специальными потребностями, для особо одарённых, с высоким IQ; бывают при церкви, впрочем, без особого нажима на религию; бывают со специальной программой, вроде школы Монтессори. Цена обучения варьируется — от 12 до 25 тысяч долларов в год. Старшие — другое дело. Они ориентированы, прежде всего, на подготовку в хороший колледж и часто организованы как пансион. Конный спорт, плавание, танцы. Не считая математики и иностранных языков в ассортименте. Стоимость сопоставима с оплатой колледжа — около 50 тысяч.
Обычно детей отдают в частную начальную школу из экономии. Да, как это ни парадоксально звучит. Отдав туда ребёнка, родители могут позволить себе лучший дом, пусть и в плохом, с точки зрения выбора школ, районе. Однако известно, что хорошая публичная школа гораздо лучше частной. Уж богаче-то — наверняка. А хороший бюджет — это не только техническое оснащение и дополнительные кружки, это ещё и учителя, которые ценят свой труд.

Flashback. Три дня назад…


Мы едем в школу. Я и мой девятилетний сын, третьеклассник.
— Малыш, я забыла написать записку учительнице о том, что заберу тебя чуть раньше… Ну ничего. Скажешь ей сам, ладно?
— Хорошо.
— И в столовке спроси, сколько там осталось у тебя денег на ланчи…
— Ладно, — кивает, задумчиво смотрит в окно, и вдруг выдает: — Мама, а когда я выучил английский язык?
— Ну откуда ж я знаю, Андрюш. Сам-то как считаешь?
— Не знаю, я не заметил…
И правда, не заметил. Может, потому, что школа — это интересные занятия, а не тяжелый труд? Возможно. Но, надо признать, палочки и крючочки он пишет отвратительно.

© Виктория Приходько

  (создатель и владелец)

 2010-2013

© Илья Приходько

   (администратор)

 2010-2013

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz